Персональная выставка художника
Юло Соостера и его сына Тэнно-Пэнт Соостера
 
Директор-Инфо №19'2006
АРТ-новости

 

До 30 октября в галерее «Романовъ» продлится выставка «Юло Соостер и Тэнно-Пэнт Соостер».

Художник эстонского происхождения Юло Ильмар Соостер (Ulo Sooster, 1924–1970) — интеллектуал, человек западного мышления, философ, новатор, прошедший череду жизненных испытаний.

Он заслужено считается одной из самых значительных фигур в среде московских шестидесятников.

В 1950-х годах молодой тартуский выпускник собирался на стажировку во Францию, но был арестован

по «антисоветской» статье и провел семь лет в карагандинских лагерях, откуда был выпущен уже в хрущевскую «оттепель». Поселившись в Москве, художник сблизился с кругом представителей «другого искусства», который позже стали называть «сретенской группой» (Кабаков, Янкилевский, Неизвестный, Соболев-Нолев и др.). Зарабатывал книжной и журнальной иллюстрацией, много писал. На манежной выставке 1962 года за его воображаемый «Лунный пейзаж» спаситель Хрущев, говорят, пригрозил отправить его в лагеря вместо Луны. «Там я уже был», — ответил Соостер. В 1968 году вместе с Юрием Соболевым-Нолевым в качестве художника-постановщика Соостер сделал смелый мультфильм «Стеклянная гармоника» (режиссер Андрей Хржановский) на музыку Альфреда Шнитке, в котором достаточно прозрачно прослеживается антитоталитарная идея.

По этой же стезе пошел его сын Тэнно Соостер. В память об отце он с коллегами снял мультипликационную притчу о художнике «Школа изящных искусств» (режиссер А. Хржановский, музыка А. Шнитке, 1990).

Повторяющимися темами в творчестве Юло Соостера стали изображения яйца (универсальная форма, символ первоисточника жизни, воскрешения) и любимых эстонских можжевельников. В воспоминаниях

о нем современники рассказывают, что озарение нарисовать сорок тысяч можжевельников пришло к нему во сне. Закончить эту работу художник так и не успел. Его скоропостижная смерть стала шоком для будуших шестидесятников.

Сегодня возможность купить картину Соостера стала большой удачей. Его творческое наследие не систематизировано, сильно размыто, представлено в эстонских, американских музеях, в частных собраниях; в России же — довольно небольшая часть. Известно, что картины Соостера представлены

в собрании Музея изобразительных искусств Эстонии (www.ekm.ee), музея Циммерли (www.zimmerlimuseum.rutgers.edu), Тартуского музея искусств (www.tartmus.ee), несколько значительных работ есть и в Московском музее современного искусства (www.mmsi.ru). В начале перестройки жена Соостера с сыном Тэнно уехали в Израиль, вероятно, забрав часть картин с собой. В частности, в 2006 году «Композиция с яйцами» на аукцион MacDougall’s, по сведениям из каталога, поступила из семьи художника. Небольшая картина с хорошо узнаваемым сюжетом была продана почти за 60 тысяч долларов; вероятно, этот уровень можно вполне считать рыночным. На сегодня. Потому что в ближайшее время по картинам шестидесятников ожидается серьезный ценовой рост. Работы же Соостера в силу своей рыночной малочисленности наверняка будут в авангарде этого процесса.

Интерес к творчеству художника, очевидно, скоро вырастет еще сильнее. Сейчас завершается работа над художественным фильмом «Крыжовник» (режиссер Арво Ихо, сценарист Марина Мареева). Эта работа, конечно, не биографическая (действие происходит в 1980 году, художник умер в 1970-м), но известно, что прототипом главного героя в исполнении Дмитрия Певцова стал именно Юло Соостер.

 
 

 

 

.